Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)




НазваниеАрхиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)
страница1/6
Дата конвертации07.08.2013
Размер0.74 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6
Православие и современность. Электронная библиотека.

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)




Путь умного делания.

О молитве Иисусовой и божественной благодати



© Издание Красногорского Успенского Храма, 1999.

© Библиотека Веб-Центра «Омега».


Содержание



Слово к читателю

От издателей

Предисловие

Молитва Иисусова

Молитва словесная

Молитва умная деятельная

Молитва умно-сердечная деятельная

Молитва умно-сердечная самодвижная

Молитва умно-сердечная чистая

Молитва зрительная


Слово к читателю


Дорогие братья и сестры!

Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути - пути молитвенного подвига. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим жаждущим встать на этот спасительный путь, выстоять в тяжелой духовной битве.

Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу. Мне довелось за свою жизнь многое прочитать на эту тему и я должен отметить, что в данной работе мы встречаем некоторые весьма важные аспекты молитвенной практики, на которые указывается впервые.

Путь внутреннего делания открыт и для монаха, и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне устремленного к Богу. Особо важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда человек все крепче прирастает к земле, все менее способен к горним порывам.

Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным подвижником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи с пониманием и тщанием восстановленная его последователями, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины. Да почиет благословение Божие на сем труде.

Протоиерей Георгий Бреев, духовник города Москвы,

настоятель храмов иконыБожией Матери

"Живоносный Источник" в Царицыно

и Рождества Богородицы в Крылатском

От издателей


Дорогие читатели!

Перед вами работа, написанная в конце 50-х годов архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским) - монахом-подвижником, опытно прошедшим путь молитвенного подвига. То было время, когда в нашей стране царил абсолютный дефицит духовной литералы и подобные тексты были редкостью даже в "самиздате". Но думается, что и сегодня, при всей доступности аскетических писаний, этот труд может быть полезен тем, кто движим стремлением приобщиться к молитвенному опыту отцов Православной Церкви. В книге, на основе личного опыта, представлена святоотеческая традиция умного делания. Здесь обобщенно излагается учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божьей.

К сожалению, оригинал рукописи утрачен и текст дошел до нас в списках со значительными искажениями, с многочисленными произвольными вставками. Эти обстоятельства не позволяли опубликовать материал в том виде, в котором он сохранился. Потребовалась серьезная редакторская работа по реконструкции текста, при этом по возможности сохранялись особенности авторского стиля.

Сведения о судьбе автора весьма ограничены и противоречивы, скудные документальные свидетельства не позволяют в полноте восстановить биографию владыки Антония (†1976). Однако это никак не умаляет значения данного труда, так же как труд иконописца или зодчего не обесценивается оттого, что остается безымянным, ибо плоды деяний, совершаемых во славу Божью, являются общецерковным достоянием.

Редактор

Предисловие


Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26,39).

Две выраженные здесь мысли - "Господи, помилуй мя" и "Буди, Господи, воля Твоя святая" - составляют сущность молитвы Иисусовой. Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желания своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу.

Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее - Господом и становится беседой между Господом и душой. Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного, возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, "те, которые не осквернились с женами" (Откр. 14,4), достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели - молитвы зрительной.

Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божьего, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божью. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар - молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божьи и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.

На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва - меч духовный - все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божьим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога - Всемогущего Творца.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) iconАрхиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)
Антоний (в миру Тихон Иванович Голынский) (1889, село Семёновка Карачевского уезда Орловской губернии — 13 апреля 1976, посёлок Буча...

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) iconСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси
Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил...

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) iconВести из казахстана архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний против налоговых номеров и новых паспортов с личным кодом
Во всех республиках СНГ вводится новая международная система налогообложения – каждому жителю присваивается рнн и внедряются новые...

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) iconПреподобный Антоний Печерский
Основоположником русского монашества был преп. Антоний Печерский, подвизавшийся в XI веке. О его двукратных путешествиях на Афон...

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) iconТуристическое агентство «Десяточка-Тур»
Владимирский собор, Оперный театр, Софийский собор, Набережные Днепра, Памятник Б. Хмельницкому, Михайловский Златоверхий собор,...

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) iconДобротолюбие Том Святый Антоний Великий
Святый Антоний Великий, положивший начало уединеннопустынному подвижничеству, жизнию своею представляет идеал такого рода Богоугождения,...

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) iconАрхиепископ Иоанн

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) icon… Марк Антоний ближайший и верный соратник

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) iconИнн 7805012548 ежеквартальныйотче т
Место нахождения: 198095, Россия, г. Санкт- петербург Михайловский пер., дом 4а

Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) iconНиколай Георгиевич Гарин-Михайловский родился в феврале 1852 г в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Чести быть крестником императора Николая I он обязан
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский родился в феврале 1852 г в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Чести быть крестником императора...

Разместите кнопку на своём сайте:
luko.zanya.ru


База данных защищена авторским правом ©luko.zanya.ru 2013
обратиться к администрации
luko.zanya.ru
Главная страница